Металл-курьер: Россия, Украина: есть ли перспективы у экспорта огнеупоров?
Несмотря на всплески активности на мировом рынке конечной продукции в текущем году, производителям огнеупоров не удалось улучшить свое положение. Так, в отличие от металлургии, как украинские, так и российские производители огнеупоров в большей степени ориентированы на обеспечение потребности внутреннего рынка. Однако, наряду с тем, что на отечественных предприятиях горно-металлургического комплекса следовали хоть и временные, но улучшения, особого роста спроса на огнеупоры не происходило. Металлурги продолжали придерживаться программы минимизации затрат, закупая огнеупоры исключительно под текущие потребности. Из-за ограниченного финансирования сократились и масштабные ремонтные работы, на обеспечение которых шло порядка 30% всех производимых огнеупоров.
При этом на долю экспортных поставок зачастую приходилось порядка
Стоит отметить, что, хоть потребность в огнеупорах на внешних рынках и сократилась, но из-за экономического спада, повлекшего за собой скачкообразный рост курса доллара, наша продукция стала более привлекательной для зарубежных компаний в ценовом выражении. Однако исторически сложилось так, что основными потребителями отечественных огнеупоров являются страны СНГ. По итогам восьми месяцев текущего года география экспортных отгрузок не претерпела каких-либо изменений. Основными потребителями российских и украинских огнеупоров остались страны ближнего зарубежья.
Возможно, что экспортные отгрузки и не подверглись бы столь сильному снижению, если бы украинские и российские производители более серьезно прорабатывали страны дальнего зарубежья. Другой вопрос, возможен ли этот экспорт, и будет ли он выгоден нашим производителям?
По оценке М-К, экспорт шамотных изделий по большей части позиций нецелесообразен ввиду их низкой стоимости. Так, с учетом железнодорожного тарифа доставка огнеупоров данного вида в страны дальнего зарубежья будет сопоставима со стоимостью самих изделий. А тарифы на ж/д перевозки стабильно растут. Даже в хорошие времена экспорт шамотных изделий был не очень выгоден, но он осуществлялся за счет достаточно больших объемов, сейчас же прежнего спроса нет.
Что касается магнезиальных изделий, то в Украине нет собственной сырьевой базы магнезиальных порошков. Сырье импортируется, что сразу отображается на себестоимости производства этой продукции. В то же время в России хоть и есть предприятие, оснащенное мощной сырьевой базой, но его продукция в странах дальнего зарубежья вступает в жесткую конкуренцию с китайскими, турецкими, словацкими огнеупорами. Поэтому основная доля отгрузок приходится на Украину и Казахстан.
Потребность же в муллитовой продукции стабильно снижается, так как данный вид изделий предназначен в основном для ремонта мартеновских печей. Европейские страны уже давно провели замену энергоемкого мартеновского производства на электросталеплавильное или конвертерное.
Динасовая продукция по большей части применяется в строительстве коксовых батарей. В целом, данный вид изделий конкурентоспособен на внешних рынках. Но пик строительства коксовых батарей прошел несколько лет назад, а сроки эксплуатации этих агрегатов составляют 20-30 лет.
Но, тем не менее, многие производители огнеупоров видят перспективу в экспортных рынках. Мнением о роли экспортных поставок и взглядом на оценку конкурентоспособности отечественных огнеупоров с нами поделились представители ведущих компаний.
Генеральный директор Группы Магнезит Сергей Одегов ситуацию с экспортными поставками комментирует так: «На сегодняшний день объем поставок продукции Группы Магнезит в страны дальнего зарубежья составляет менее
Мы предпринимаем меры для выравнивания пропорций, стремимся представить нашу продукцию на внешнем рынке в большем объеме. Отмечу, что, начиная с 2006 года, доля экспортных поставок в страны дальнего зарубежья выросла более чем в три раза. Это стало возможным благодаря переходу на качественно новый уровень — мы перестали быть локальными игроками на рынке специальных материалов и вышли на глобальный уровень с продукцией, произведенной как на производственных площадках в Китае, Германии и Словакии, так и в России. Потребности клиентов дальнего зарубежья оказывают позитивное влияние на диверсификацию продуктовой линейки, что позволяет производить новые виды продукции для всех потребителей.
На сегодня Группа на постоянной основе поставляет продукцию в Германию, Францию, Испанию, Словакию, Польшу, Латвию, Литву, Албанию, Оман. Опытные партии были поставлены в США, и стоит отметить, что ранее на этом рынке мы не были представлены и только сейчас выходим на него. Также в дальнейшем мы рассчитываем освоить рынки Индии и Ближнего Востока.
Влияние мирового кризиса не позволило компании в текущем году значительно нарастить объемы поставок на экспорт. Однако полученный опыт и возможность более тщательно изучить перспективные направления деятельности позволили найти необходимых партнеров и сформировать предпосылки для дальнейших качественных изменений.
В настоящее время в дальнее зарубежье мы поставляем в основном специальные магнезиальные порошки (спеченные, каустические, плавленые), а также периклазовые, периклазохромитовые и периклазошпинельные изделия. Периклазошпинельные изделия являются на сегодняшний день одними из наиболее перспективных для экспорта, поскольку имеют сравнительно низкую себестоимость и высокий уровень качества, сравнимый с европейскими аналогами.
Другим перспективным направлением мы считаем поставку периклазоуглеродистых материалов качества, сравнимого с китайскими и европейскими аналогами, но более конкурентоспособных по ценам. Данные материалы производятся из высококачественных плавленых сортов периклаза с месторождений саткинской группы или Киргитейского месторождения и высокоплотных спеченных порошков. Сегодня многие европейские потребители этой продукции заинтересованы в уменьшении зависимости от китайских поставщиков и прилагают усилия по поиску новых партнеров, способных составить им конкуренцию.
Мы предполагаем, что в ближайшей перспективе объем продаж нашей продукции на рынок дальнего зарубежья достигнет уровня в 250-300 тыс. тонн в год.
В целом же отмечу, что, на мой взгляд, конкурентоспособной и перспективной на внешних рынках является вся гамма обжиговых огнеупорных материалов, вследствие более низких затрат на обжиг, чем у европейских компаний. Из России также выгодно поставлять и полупродукты — каустические и периклазовые порошки, шамот, плавленый корунд, поскольку на российской территории расположены специфические типы сырья для их производства».
Председатель наблюдательного совета «Белокаменских огнеупоров», коммерческий директор «Укрогнеупора» Дмитрий Огородний дает такую оценку экспорту: «Для Белокаменского огнеупорного завода в условиях экономического спада экспортные поставки стали очень важны. Украинские металлургические предприятия долгое время не оплачивали поставленную в их адрес продукцию, а сейчас пытаются приучить всех поставщиков огнеупоров к отсрочке платежей в 30-60 дней с момента поставки, зарубежные же предприятия до сих пор производят частичную предоплату и вовремя раскрывают аккредитив. Наш завод в настоящее время производит около 70% продукции на экспорт, в то время как в минувшем году этот показатель составлял около 25%. Потребителями нашей продукции являются предприятия России, Казахстана, Армении, Узбекистана, Таджикистана, Литвы, Белоруссии. Мы активно пытаемся освоить европейский рынок. Для этого типоразмеры изделий приведены в соответствие с европейскими стандартами, которых множество. Это было одним из препятствий, так как наши заводы привыкли работать исключительно по советским ГОСТам.
На мой взгляд, не всех поставщиков и производителей огнеупоров ожидают радужные перспективы экспортных отгрузок. В настоящее время перспективны поставки алюмосиликатных изделий с высоким содержанием Al2O3. Эта продукция довольно дорогая, поэтому транспортные расходы не существенно влияют на цену тонны поставленной продукции. К примеру, шамотные изделия поставлять невыгодно ввиду их дешевизны и высокой конкуренции. Магнезиальные изделия на внешнем рынке не выдерживают конкуренции в цене с российскими и турецкими производителями, обладающими собственными сырьевыми базами. К тому же качество изделий отдельных предприятий резко ухудшилось, так как с минувшего года в целях экономии стали массово использовать бой огнеупоров, бывших в употреблении. В целом, эта технология приемлема, но ухудшение продукции произошло за счет большого количества поставщиков боя, бой поступает неоднородный, с различной степенью ошлакованности, разным химическим составом.
Вместе с тем, моя оценка будущих экспортных поставок украинских огнеупоров неоднозначна. Для шамотных изделий эта перспектива отсутствует, исключения составляют марки шамотов для коксовых батарей. Что касается динасовой продукции, то в данном случае поставки возможны только в Азию, в Россию дорогу перекрывает Динур. Не вижу никаких перспектив и для экспорта магнезиальных изделий, так как продукция данного вида изготавливается из импортного сырья, цены на которое в силу объективных причин постоянно растут. Мы, наоборот, начали осуществлять поставки магнезиальных огнеупоров в Украину из Турции. Более того, я считаю, что цех по производству магнезиальных изделий на Запорожогнеупоре и Пантелеймоновский огнеупорный завод закроются в течение 2-3-х лет, если их не выкупят более сильные игроки, которые смогут наладить поставки своего сырья и вывести их на своих потребителей».
Заместитель председателя правления по маркетингу Красноармейского динасового завода Лариса Макоткина отмечает: «Ввиду того, что производственный потенциал Красноармейского динасового завода намного больше емкости украинского рынка, наше предприятие является экспортоориентированным. Так, средняя доля экспортных поставок нашей продукции ежегодно составляет 30-40%. В настоящее время наибольший удельный вес в экспорте динасовой продукции занимает Россия и страны СНГ, как бывшее единое пространство. На их долю приходится более 60% экспортных отгрузок. Перспективными для нас являются европейские рынки, а также динамично развивающиеся рынки Азии. Отмечу, что в нынешних условиях многие западноевропейские потребители сами заняты поиском альтернативных решений в закупках огнеупорных материалов, обращаясь в страны Восточной Европы, в том числе и в Украину.
Украинская динасовая продукция достаточно конкурентоспособна на внешних рынках, что обусловлено высокими качественными характеристиками, которые не уступают европейским нормам и стандартам. Сопутствует этому и гибкая ценовая политика, проводимая нашим предприятием. Кроме того, дополнительно мы оказываем сервисные услуги, такие как техническое сопровождение, участие в согласовании проектов, обеспечение информационной безопасности».
Начальник отдела маркетинга и сбыта — директор по коммерческим вопросам «ТД Боровичского КО» Давид Датукашвили так комментирует роль экспорта: «Стимулирование экспортных отгрузок является одним из основных и перспективных направлений работы БКО. Несмотря на то, что в настоящее время объем экспортных поставок нашей продукции составляет немногим более
Конечно, высокая плотность конкуренции на внешнем рынке, обострившаяся во время производственного спада, заставляет нас не только предлагать новые виды качественной огнеупорной продукции, но и проводить гибкую политику ценообразования и условий поставки. Хочу также отметить, что за счет девальвации рубля у нас появились определенные преимущества, правда, они в большей мере сгладились из-за общего снижения спроса на огнеупоры. На сегодняшний день основной объем экспортных отгрузок у нас занимают поставки алюмосиликатных изделий, вместе с тем в последнее время комбинат начал поставлять на экспорт углеродсодержащие огнеупоры, производство которых ведется на совместном предприятии в Китае».