На сцене ДК «Магнезит» выступили народный артист России Игорь Скляр и артисты театра и кино Светлана Щедрина и Александр Титенко. 12 февраля они представили саткинскому зрителю спектакль «Свет с неба» — новый театральный проект, поставленный по пьесе британского драматурга Дэвида Хэйра (режиссёр Анджей Бубень). Событие состоялось при организационной поддержке Группы Магнезит и фонда «Собрание».
Перед выступлением артисты посетили музей «Магнезит». Гости с интересом слушали рассказ руководителя учреждения Галины Головко об истории и современных этапах развития Группы Магнезит. А когда речь зашла о схеме Сатки и Саткинской производственной площадки, наглядно показывающей тесную связь города и компании, Игорь Скляр обратил внимание на один из объектов — Саткинский чугуноплавильный завод. Дело в том, что в начале 2000-х годов на его территории шли съёмки фильма режиссёра Валерия Огородникова «Красное небо. Чёрный снег», в котором актёр исполнил роль Зальцмана, директора завода.
— Это были насыщенные дни. Свободного времени на то, чтобы познакомиться с Саткой, не было. Но всё же я точно могу сказать, что город с тех пор преобразился, расцвёл, — отметил Игорь Борисович. — А музей «Магнезит» просто потрясающий! От того, что мы, современники, способны на создание таких пространств, в душе, мозгах, во всём теле возникает трепет. Во время экскурсии у меня возникло огромное количество вопросов, и на многие из них я получил ответы. «Магнезит» — уникальное предприятие не только для России, но и мира. С ним связано развитие многих отраслей промышленности. И то, как это интересно показано здесь, в корпоративном музее, впечатляет!
Кстати, под этим впечатлением, оставляя автограф для «Магнезитовца», Игорь Скляр написал: «За нами будущее!», подчеркнув эту уверенность крупными буквами.
— Музей потрясающий. Информация вызывает неподдельный интерес. А меня всегда интересовало всё, что связано с добычей полезных ископаемых. Здорово, что сюда можно прийти и понять, как же этот процесс происходит, услышать о технологиях и этапах производства на предприятии. Здорово, что в музее разработаны образовательные программы для детей всех возрастов, — добавила Светлана Щедрина, которая в нашем городе впервые. — Давно слышала о Сатке и «Магнезите». Рада быть сегодня здесь, играть для саткинцев. Хочется, чтобы зрители получили удовольствие от спектакля, провели параллели со своей жизнью и получили ответы на свои вопросы.
И желание Светланы полностью сбылось. Артисты увлекли зрителей своей игрой, постепенно погружая нас в драматическую историю о жизни, любви и искренних чувствах. Пьеса британского драматурга Дэвида Хэйра впервые сыграна на русском языке (её специально перевели с английского для проекта «Свет с неба»). Героев всего трое: Игорь Скляр играет роль Тома Сёджанта — богатого ресторатора, потерявшего жену; Светлана Щедрина — Кира Холлис, молодая романтичная девушка, учитель, волею судьбы оказавшаяся в лондонских трущобах; Александр Титенко — Эдвард, 18-летний сын Тома Сёджанта, сбежавший из дома.
С момента внезапного появления на пороге квартиры Киры сначала Эдварда, а потом и самого Тома, зритель вместе с артистами начинает раскручивать целый клубок накопившихся проблем и обстоятельств, вместе с героями остро чувствует, как много в их отношениях недосказанного, незавершенного и несделанного... Восприятие происходящего на сцене и отношение к персонажам истории меняется с каждым новым фактом из их жизни. Вот Эдвард даёт понять: когда Кира жила в семье Сёджантов, в их доме царила гармония. Вот становится понятно, что это иллюзия. Оказывается, Кира была любовницей Тома, но однажды ушла по-английски, без предупреждения и каких-либо объяснений. Вот появляется Том, и встреча, которой они долго избегали, неожиданно состоялась. Пространство сцены наполняется болью и отчаянием, любовью и счастьем, объяснениями и общими воспоминаниями. Развивается история — трогательная, многослойная, в которой есть место и тонким намёкам, и колким шуткам, и крику души, и таким простым вещам, как приготовление спагетти...
— Ты никогда не поймёшь, сколько счастья ты мне дал. Никогда никого я не буду любить так, как тебя, — признаётся Кира.
— Любить людей это простая задача. Любить человека — это нечто совсем иное. Это может свести с ума, — утверждает Том.
Во время диалога главные герои, как два магнита: их то с непреодолимой силой притягивает, то резко отталкивает друг от друга. Открывая всё новые грани своей истории, которую каждый переживает по-своему, раскрываясь перед зрителем до глубины души, Том и Кира предстают людьми с полярным восприятием мира, счастья и любви...
Мы остановимся на многоточии, как и сам спектакль, финал которого остаётся открытым. Его незавершённость оставляет зрителя в размышлениях.
— Спектакль очень понравился: от актёрской игры до глубокого смысла, который в нём заложен, — делится впечатлением Максим Николаев. — Помню Игоря Скляра ещё по его хиту «Я на море буду разом кораблем и водолазом...». Но в данном случае поражает и завораживает его актёрское мастерство. Как быстро он меняется в эмоциях, характере, ситуациях. Мимика, жесты, монологи. В каждый момент Игорь разный, смех сменяется слезами, радость — огорчением, и это происходит на протяжении всего спектакля. Большая актерская игра! Что касается замысла постановки, то здесь не так всё однозначно. Прочитав превью до спектакля, более-менее понимал, чего ожидать, но после просмотра вопросов относительно основной сюжетной мысли стало много. Это и вечная проблема отцов и детей, и разное отношение женщин и мужчин к жизненным ситуациям и проблемам, разное понимание мира богатыми и бедными. Это и нравственные ценности, и их трактовка близкими, но «чужими» людьми. Наконец, это любовь! Уверен, что после спектакля каждый почерпнул для себя что-то новое, а, может быть, достал их «шкафа» что-то старое и до боли знакомое и посмотрел на ситуацию уже под другим углом. Есть над чем задуматься и поразмышлять. Посыл глубокий.
— Нам очень понравилась игра актёров — замечательная, профессиональная, а вот выбор темы спектакля странный. История далека от наших жизненных реалий. Возможно, если бы мы жили в Великобритании и там посмотрели спектакль, у нас сложилось бы другое мнение, — считают Валентина Мухорина, Елена Баклемышева и Светлана Зязева. — Но увиденное заставляет думать. Это не тот спектакль, где всё хорошо закачивается и в целом воспринимается просто — «ах», и всё! Здесь же — нелегкое чтиво и нелегкое зрелище. Нужно многое переосмыслить, сначала ты так воспринимаешь информацию, потом по-другому... Тем более в финале не поставили точку, наверняка, должно быть продолжение, а каким оно будет — снова повод для размышлений.