«Мифы горных лабиринтов»

 · 

Культура и искусство

В ДК «Магнезит» открылась персональная выставка Андрея Старцева «Мифы горных лабиринтов. Графика. Скульптура. Ювелирное искусство», и состоялась встреча с автором.

Андрей Старцев — наш земляк, он родился в Челябинске и называет себя «коренным уральцем, взращённым в краю гор и озёр — на месте встречи Европы и Азии, их столь разных, но столь богатых культур». Поэтому его «лабиринты» — горные. А «мифы» — бесконечная творческая вселенная, загадочная, притягательная, впечатляющая и необъятная.

Сам автор так говорит о коллекции, часть которой сегодня представлена в Сатке: «Мифы — хтонические образы, они были всегда — они вечны... Есть бесконечная череда созидания и развенчания мифов. Из них соткано всё. Это пра-знаки, даже пра-архитипы. Я их использую как сюжетные завязки, я их трансформирую, комбинирую и синтезирую по-своему. Для меня — это звуки, знаки, буквы, с помощь которых я пытаюсь выразить свои чувства, мысли, идеи... Часто невозможно чётко определить, какая из твоих работ явилась первичной... Скульптура для графики или графика для скульптуры? Перетекание одного в другое происходит само собой, органично, часто незаметно... И я не знаю, что я люблю больше — чистоту языка графики или декоративную избыточность скульптуры. Для меня каждая работа — это синтез чувства, идеи, души материала, мистического смысла его сути, идеи формы и литературного осмысления содержания. И, несмотря на то, что каждая работа, каждая композиция закончены сами в себе, в контексте всей коллекции каждое произведение — это всего лишь звук, буква той фразы или только слова, которое я хочу сказать всей коллекцией „Мифы горных лабиринтов“».

Художник работает в нескольких направлениях: станковая графика, скульптура в бронзе и серебре, ювелирная пластика. И произведения в каждом из них можно увидеть на выставке. Они поражают своей фантазийностью и изысканной динамикой форм, удивляют сочетанием вечного и сиюминутного, реалистичности и мистичности, завораживают сложной пластикой и уникальными идеями. О большинстве из них автор рассказал первым посетителям выставки в день её открытия — 18 октября. Одной из самых значимых работ он назвал «Апостола» (цикл «Предания», бронза, мрамор).

— «Идущий по водам» было первым названием, — говорит Андрей Старцев. — В ногах Апостола — вспененная вода, во всей фигуре и образе — рваная пластика, а его рука — благословляющая зрителя, человечество, любого, кто стоит рядом...

Постепенно вместе с мастером мы погружаемся в его лабиринт, и он увлекает в глубины своего творчества. От бронзовых сюжетов и скульптур «Неопалимая Купина» из цикл «Предания», «Душа и Ангел», «Тоска по Богу» (цикл «Скорби»), «Материнство» («Гнездо покоя») мы переходим к абстрактной пластике, которую автор называет декоративными этюдами, полезными с точки зрения тренировки. Ещё шаг — и мы на новом витке: рассматриваем героев «Механического зоопарка» — забавного мамонтёнка, прижимистого бегемота, комичного криворога и важного технозавра... Все они выросли из графической серии «Постиндустриальные зарисовки».

— Серия «Механический зоопарк» проста по смыслу, но более оригинальна в контексте всей коллекции. Она появилась благодаря желанию вытянуть графику в объём, в третье измерение. Вот — графический лабиринт, где можно всех зверей найти, а доминанта — собирательный образ Слона. Он, кстати, тоже отлит в бронзе и состоит из нескольких частей, которые требуют сборки, — рассказывает Андрей Старцев. — Эти добрые образы и милые существа я очень люблю. А иногда надо отдохнуть, и появляется такая пластика, как серия «Ангелы пасхальной радости» — весёлая, но добрая карикатура.

«Полёт над бездной», «Злато пирамиды», «Древо мысли», «Ангелы большого города», «Сон минотавра»... Уже по названию каждой работы зритель понимает, что за ним есть история, а автор считает, что в каждом произведении должен быть эмоциональный надрыв и недосказанность — повод к размышлению. Каждому, даже самому маленькому изделию, он даёт не только название, но и свой миф. И признаётся, что литературное сопровождение, не всегда объясняет задуманное, но и запутывает, как любой лабиринт. Главное, по мнению создателя, что все его работы «несут не только определённую ауру, но и мысли».

— «Мифы лунных пирамид» — это авторская ювелирка из благородного, чистого, лунного металла, позволяющего создавать очень тонкие и ажурные вещи, — продолжает художник, переходя к коллекции ювелирной пластики из серебра и драгоценных камней. — Например, фигура «Воитель». Это миф о воинах огня. Это защитник. Он весь в подтёках, он вышел из магмы к свету, который символизируют два голубых топаза — это образ светлого неба: внутри них словно спрятаны облака.

Часть коллекции — это необыкновенные браслеты: запястья «Лунный дым», «Слёзы зари», «Полёт ласточки», «Блуждающая звезда», «Гнездо Феникса» и другие. В каком из них красуется цитрин уникальной огранки в 256 граней, а какой поведает «Миф света невидимого» или «Миф о новом доме»? Приходите на выставку, чтобы узнать, увидеть, погрузиться в горные лабиринты и выйти из них с новыми познаниями и впечатлениями.

Выставка работает по 22 ноября с 10 до 19 часов. Вход свободный. Организаторы экспозиции — фонд «Собрание» и администрация Саткинского района.

Андрей Старцев — график, скульптор, ювелир, дизайнер, автор с мировым именем, обладающий индивидуальной художественной манерой и авторским почерком. Работает в нескольких направлениях: станковая графика, скульптура в бронзе и серебре, ювелирная пластика.

Родился в Челябинске в 1960 году. В 1978-1982 годах учился в Свердловском Архитектурном институте на факультете «Промышленный дизайн». В 1990 году был принят в Союз художников России. В 1993 году разработал новый герб Челябинска. В 1995-96 годах — сопредседатель всероссийского фонда «Культурное наследие» и соавтор большого издательского проекта «Изобразительное искусства. 20-й век. Челябинск». В 1996 году победил в конкурсе на проектирование и создание большой водосвятной чаши по заказу Московской Патриархии для Петропавловского собора. Награждён Большой золотой медалью международной выставки «Интерювелир-2002». Персональные выставки художника с большим успехом проходят в России и за рубежом, многие его работы представлены в художественных галереях разных городов мира и находятся в частных коллекциях в Италии, Финляндии, Германии, Швейцарии и других странах.