Наша общая Память

 · 

Культура и искусство

Торжественное открытие выставки «Память. К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне», представленной в ДК «Магнезит» в рамках проекта «Русский музей. Сатка», состоялось вчера, 31 июля.

Гостей мероприятия приветствовали заместитель губернатора Челябинской области Вадим Евдокимов и глава Саткинского муниципального округа Александр Глазков. Они пожелали всем интересного просмотра и поблагодарили за уникальную возможность прикоснуться к большому искусству руководство Группы Магнезит и Русского музея.

— Приятно разделить вместе с вами чувства, связанные с этим событием. Казалось бы, работ немного, но каждая из них — шедевр, пронзительный и драматичный. Увидеть эту выставку особенно полезно нашим детям. Без прошлого не будет настоящего и будущего. Хочу пожелать, чтобы в следующим году мы собрались здесь на новой экспозиции, — сказал Вадим Михайлович.

Напомним, выставка начала работу 25 июля, и за прошедшие несколько дней её посетило более 600 человек. В экспозиции представлено одиннадцать полотен, которые были созданы в период 1944-1984 годов. Каждое произведение — художественное осмысление трагических страниц истории нашей страны, память авторов, наша общая Память. По мнению искусствоведа, преподавателя ДШИ № 1 им. Ю. А. Розума Натальи Водолеевой, которая провела экскурсию для многочисленных гостей, работы художников разноплановые, но все они «не просто говорят о войне, это глубокое и эмоционально сильное высказывание о большой трагедии».

Центральное место занимает картина Гелия Коржева-Чувелёва «Проводы». Находящаяся словно на пьедестале, она открывает выставку.

— Это произведение — реквием по ушедшим на войну и погибшим там. Солдат, который обнимает девушку мощной рукой. Он ещё не ушёл на войну, но уже напоминает монумент: героическое лицо, плотно сомкнутые губы. Выглядит решительным, но мы считываем состояние внутренней тревоги. Скорее всего, это рабочий человек, и винтовка Мосина здесь кажется лишней, но теперь он — воин, который пошёл защищать Родину. На заднем плане безликий дом. Глазницы окон практически пустые. Основной цвет картины — цвет запекшейся крови. Всё это делает картину тревожной, — говорит Наталья Водолеева.

Впечатляют зрителей и полотна «Конец» и «Обвинение. Нюренбергский процесс», созданные творческим коллективом советских художников Кукрыниксы. Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов были художниками-графиками, рисовали шаржи. Но в этих работах, написанных под впечатлением от поездки в 1946 году в Берлин на Нюренбергский процесс, проявились новые грани их таланта. Оба полотна получились сильными, выразительными, пронизанными трагизмом.

— Может ли искусство влиять на политику? — задаётся вопросом экскурсовод, переходя к картине Аркадия Пластова «Фашист пролетел». — В 1943 году эта работа была представлена на Тегеранской конференции. И есть мнение, что именно она стала одним из аргументов для открытия Второго фронта. Возможно. Но точно есть документальные подтверждения того, что это полотно поразило и Черчилля, и Рузвельта. Художник написал картину в 1942 году, всего за 5 дней, но ей он буквально прокричал про нутро войны. Отмечу, что было сделано несколько авторских повторений этого произведения, и перед нами одно из них, созданное в 1944-м.

Также на экспозиции представлен диптих Николая Андронова «Русские матери», напоминающий иконы. И не только техникой исполнения. Работая над картинами, художник добавлял в краску глину из озера, расположенного около Ферапонтова монастыря.

— Матери — те, кто тоже ковал Победу, трудом, верой, поддержкой. Их судьбы — ещё одна острая тема, нашедшая отклик в творчестве художников. Диптих Николая Андронова, картина Валерия Ватенина «Мать солдата», «Прощание» Андрея Мыльникова, которые мы видим в этом зале, показывают внутреннюю красоту женских образов. Лики матерей прописаны чётко и точно, их глаза полны отчаяния, боли. Увидев их однажды, не забудешь никогда, —  считает Наталья Водолеева. Необычной, краткой и объёмной одновременно запомнилась выставка посетителям.

— Трогает. В самое сердце бьёт, — говорит Олеся Ходот, начальник службы по развитию музейного дела министерства культуры Челябинской области. — Невозможно смотреть на представленные работы без эмоций и слёз. Каждое произведение искусства трогает самые глубокие струны души.

— Глядя на картины, понимаешь, что такое война, чувствуешь боль, лишения и ужас, которые пережили люди. Особенно впечатлён работами «Обвинение. Нюренбергский процесс» и «Фашист пролетел», отобразившими зверства фашистов. Цель выставки — не дать забыть то страшное время. Подрастающее поколение должно обязательно побывать здесь, чтобы понять, к чему приводит война, — считает Андрей Кудряшов.

— О некоторых художниках, чьи работы представлены здесь, слышала раньше, но с их творчеством была не знакома. Здорово, что благодаря выставке такая возможность появилась. Впечатляет! Сильно! Каждая картина трогает душу! Особенно запомнилась «Ленинградка (В сорок первом)» Бориса Угарова. Наверно, потому что недавно я побывала в Санкт-Петербурге. Сегодня мы видим его цветущим и красивым, но в Великую Отечественную войну город многое пережил. Обязательно расскажу своим друзьям о выставке, молодёжь должна знать о подвиге героев, историю своей страны, — поделилась впечатлением Елизавета Маркова.

Выставка будет работать по 19 декабря. Экскурсии проводятся ежедневно с 11 до 19 часов. Запись по телефону 4-18-34. Вход свободный.