5 марта во дворце культуры «Магнезит» состоится открытие выставки «Весть» Русского музея.
Название выставки организаторы связывают со словом, известным издревле и вполне применимым к современной жизни, наполненной разного рода сообщениями. Экспозиция рассказывает о проблемах передачи и получения информации, о её достоверности или обманчивости. Авторов представленных работ интересует не столько технологическая сторона коммуникационных процессов, сколько гуманистическая — человеческая. В качестве сквозного мотива произведений искусства выступает весть — послание — месседж.
— Это — вечный зов вестей. Их неизменная, от достославных, дописьменных времён до сегодняшнего информационно бума, потребность быть донесёнными, воспринятыми, понятыми. Облечёнными в образы искусства, — говорится в аннотации к выставке.
Зрители, откликнувшиеся на этот зов, совершат путешествие во времени и информпространстве благодаря двенадцати тематическим разделам экспозиции: «Письмо», «Послание как ритуал», «Газета», «Радио», «Телефон», «Телевидение», «Письмена, коды, шифры», «Сплетни, слухи, дезинформация», «Вестники». Сигнал», «Цифровой мир».
Путешествие начнётся с классических произведений русского искусства, которые по-новому раскроются в выставочном контексте: проявится их информационно-коммуникационная составляющая.
В частности, небольшая группа жанровых произведений второй половины XIX века, представленная в собрании, связана с доставкой и чтением частной корреспонденции. Здесь личное письмо воспринимается как форма коммуникации, которая отделяет интимное пространство от публичного. Отсюда тянутся сквозь время нити к знаменитой картине Александра Лактионова «Письмо с фронта». Однако в данном случае включается историческая память зрителей, и картина о личном становится народным достоянием, приобретает масштабный характер: это письмо со всех фронтов, всем, кто ждёт вестей.
— Русский авангард осмысливал коммуникацию в системе мировых координат. Велимир Хлебников в 1921 году возложил на радио надежды на объединение человечества. Позже радиовещание становится основным источником просвещения и голосом власти, — раскрывают ещё одну выставочную тему организаторы проекта. -В живописной работе Владимира Малагиса «Слушают доклад Сталина» технические средства радиовещания приобретают метафорическую роль: радиотарелка уподоблена ритуальному предмету, вокруг которого собрались все местные жители. В годы Великой Отечественной войны радиовещание играло в жизни народа особую роль, часто оно было единственной информационной нитью, связывающей население самых дальних уголков страны с Москвой.
Продолжая путешествие, вместе с художниками мы исследуем телефонную связь. В нашей истории она имела как драматическую подоплеку («звонок сверху»), так и обладала тёплой домашней аурой. Телефон, воплощённый в живописи, графике и скульптуре, представлен на выставке особенно широко. Изображенный разными авторами, он оказывается чем-то большим, чем просто вещью, и транслирует нам свои собственные истории. Сегодня в портативном устройстве умещается вся жизнь человека. Новые роли мобильного телефона, привязанность к нему, потребность быть онлайн, концентрация разных «линий судьбы» в одном гаджете, страх остаться без связи... Все эти темы — повод для размышлений художников.
Как и дисковый телефон, телевизор, каким он был в нашем недавнем прошлом, тоже становится символом ностальгических воспоминаний. Компьютерная революция последних десятилетий открыла для искусства новые художественные средства и темы. Стремительное устаревание технических устройств и их превращение в некий артефакт ранней цифровой эпохи приобретает в искусстве неожиданные формы.
Завершающим этапом путешествия станет выставка работ молодых художников, приглашающих зрителей в своё пространство — медиа-арта. Они поднимают тему обмена информацией между человеком и цифровой вселенной. Одними из первых они реагируют на культурные и технологические вызовы времени, экспериментируют с различными способами коммуникации. Например, междисциплинарный художник Rinatto L’bank (Ринат Абдрахманов) исследует в своей работе «Очередное потерянное поколение» метаморфозы человеческого тела в киберпространстве.
Выставка предлагает зрителю включить воображение и почувствовать заклинательную силу слова «весть». Увидеть, услышать, воспринять, расшифровать и даже ощутить, как нечто иное, «спрятанное»: благую Архангельскую весть, факел, набат, корабельные сигнальные флажки, ручной набор петровских «Ведомостей», бегущую новостную строку...
Приглашаем за вестью в ДК «Магнезит». Выставка будет работать с 6 марта по 25 апреля. Вход свободный, ежедневно, с 11 до 19 часов.
Выставка «Весть» организована при поддержке Группы Магнезит в рамках проекта «Русский музей. Сатка».
Сотрудничество Группы Магнезит с Государственным Русским музеем, крупнейшим в мире собранием русского искусства, началось в 2013 году и носит самый разносторонний характер: это и выставки в стенах музея, и выездные выставки картин из собрания Русского музея, и поддержка музейных проектов.
Напомним, первым совместным проектом была выставка «Шедевры Русского музея», в рамках которой во дворец культуры «Магнезит» привезли картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сатка стала первым городом в России, где произведения из коллекции крупнейшего музея страны экспонировались вне музейных пространств. В последующие годы в Сатке были представлены и другие шедевры: «Девятый вал» И. К. Айвазовского, «Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трёх ангелов» К. П. Брюллова, «Грешница» Г. И. Семирадского, «Гадание на картах» А. Г. Венецианова, «Портрет Олимпиады Рюминой» О. А. Кипренского и «Портрет Фёдора Шаляпина» Б. М. Кустодиева. Кроме того, состоялась выставка «Спасибо, Урал! Живопись XVIII — начала XX века из собрания Государственного Русского музея». С 2016 года в Сатке работает виртуальный филиал Русского музея. А в 2024 году началась совместная работа над проектом «Русский музей. Сатка», в рамках которого в городе, ставшем мощным культурным фокусом региона, планируется создать кросс-дисциплинарный просветительский и выставочный центр Русского музея, работающий со всеми категориями населения. Он станет площадкой Русского музея в Челябинской области.