В субботу, 30 ноября, в Сатке стартовал международный фестиваль классической музыки имени Е. В. Образцовой «Кармен».
Программу фестиваля открыла интерактивная экспозиция «Театры, Роли, Зрители...», которая работает во дворце культуры «Магнезит» на протяжении всех четырёх дней. Экскурсию для первых гостей экспозиции провела искусствовед Наталья Водолеева. Она отметила, что каждый день фестиваля начинается с эпиграфа — цитат Елены Васильевны Образцовой из её книг и интервью, которые приглашают всех участников события к творческому диалогу.
— На нашей выставке таких цитат много, вы увидите их почти на каждом стенде. Очень хочется, чтобы они помогли вам лучше понять и раскрыть не только все грани таланта Елены Васильевны, но и понять философию её творчества и жизни, — сказала Наталья Водолеева и обратилась к слушателям с вопросом о том, знают ли они, что означает имя Елена в переводе с греческого языка. Точного ответа не дал никто, и мы все вместе узнали перевод: «Светлая, избранная, сияющая».
— Такой и была Елена Васильевна Образцова. Безумно талантливой, умеющей радоваться каждому дню, — продолжила рассказ экскурсовод. — В интервью одна из её коллег по Большому театру справедливо заметила: «Всех театров мира было мало для выражения её творческой натуры». Театр был для певицы всем, она говорила: «В жизни почти нечего не сбывается, зато в театре — всё».
Интерактивная экспозиция и стала путешествием по крупнейшим театрам и концертным зала мира. Вместе с великой певицей, благодаря её воспоминаниям и удивительным фактам о её триумфальном восхождении к вершинам мастерства на международном Олимпе, гости постепенно погружались в атмосферу Большого театра в Москве, миланского «Ла Скала», нью-йоркской Метрополитен-Опера, лондонского «Ковент-Гарден», Венской Государственной оперы и многих других легендарных сцен. Выход Елены Образцовой на каждую из них был не просто блистательным, а сенсационным. К примеру, каждый её приезд во Францию порождал лавину восторженных отзывов в прессе и толпы поклонников. Партия Марины Мнишек в опере Мусоргского «Борис Годунов», знаковая в судьбе Елены Васильевны, стала и её звездным дебютом на сцене Большого театра, и оглушительным триумфом на гастролях в Париже в 1969 году. После этого знаменитый мэтр оперного искусства, великий импресарио Соломон Юрок, работавший ещё с Фёдором Шаляпиным, назвал её певицей экстра-класса и предложил сотрудничество. Её признали одним из «великих голосов Большого» и одной из «самых блистательных оперных звёзд в мире».
— Гастролируя вместе с Большим театром, в 1975 году Елена Образцова блистала в Опере Сан-Франциско. Публике настолько понравилось её выступление, что её встретили бурными овациями и, прервав трагедию, пять раз вызвали на сцену! А в 1976 году она была приглашена в Метрополитен-оперу, где еёАмнерис в «Аиде» Верди и знаменитая Далила поразили очень взыскательную публику Америки: 20-минутная овация вошла в историю театра и стала живой сенсацией. Елену Васильевну называли «великой русской меццо-сопрано», но самой яркой была метафора: «Образцова просто сожгла Метрополитен, это атомная бомба Большого театра», — рассказала Наталья Водолеева, обращая внимание посетителей на очередной выставочный стенд. И таких впечатляющих фактов и историй из жизни великой певицы на выставке много. Дополнительно о них можно узнать, используя QR-коды, которые дают возможность послушать аудиогид и найтиещё больше материалов к каждой выставочной фотографии.
Завершил экскурсию рассказ о работе Елены Образцовой в Михайловском театре, где она возглавляла оперную труппу и всего за год инициировала масштабные перемены: ввела обязательные мастер-классы для всех певцов театра; полностью пересмотрела репертуар, исключив устаревшие и неактуальные спектакли; привлекла много молодых и талантливых исполнителей, пригласила европейских коллег; поставила сразу две премьеры: «Сельская честь» Пьетро Масканьи и «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти; также при ней готовились к постановке «Евгений Онегин», «Кармен», «Паяцы», «Золушка», планировались оперы Россини, Рахманинова с привлечением ведущих европейских артистов, режиссёров и дирижёров. По оценке критиков, всего за год замечательной артистке, певице и педагогу удалось вывести Михайловский театр на международный уровень оперного искусства.
— Мне бы хотелось закончить нашу экскурсию аплодисментами Елене Васильевне Образцовой. Помним, любим, аплодируем! — предложила Наталья Водолеева, и публика, словно следуя счастливым зрителям, рукоплескавшим знаменитой певице во всём мире, подарила ей продолжительную овацию.
— Мы первый раз с ребятишками на фестивале, дочка занимается в школе искусств на пианино, но не только ей важно побывать на экскурсиях и концертах, но и мне с сыном тоже захотелось их посетить, — говорит Дмитрий Мысов, пришедший вместе в детьми- Тихоном и Викой. — Интересно было послушать про саму Елену Образцову. Обратил внимание на то, как она рассказывала, что боялась первый раз выйти на сцену, что её держали под руки и буквально вывели к зрителям. Это немаловажный факт, ведь детям, занимающимся музыкой, и моей дочке тоже предстоит выступать на сцене, возможно, они будут об этом вспоминать. Много интересного сегодня узнали, особенно запомнился такой момент: в одном из зарубежных театров Елене Васильевне аплодировали 20 минут! Значит, она настолько идеально выступила! Но себя она не считала ни идеальной, Примадонной. Говорила, что всё, что у неё есть, ей дал Бог, и она всегда об этом помнила и несла свой талант людям. Замечательный человек! К сожалению, мы не успеваем посмотреть фильм про неё, а на вечерний концерт обязательно придём, там же наши будут выступать!
«Нашими» Дмитрий назвал учеников ДШИ и сдержал своё обещание: все втроём Мысовы, как и десятки других семей, пришли на концерт «Крещендо доброты», подготовленный учащимися и педагогами детских школ искусств. Об этом событии мы расскажем отдельно. А вот те, кто смог посетить открытый урок по музыкальной литературе «Линия жизни», теперь наверняка порекомендуют своим друзьям и знакомым просмотр фильма, который увидели в этот день.
— У нас есть отличная возможность присутствовать на открытом уроке жизни, который нам даст сама Елена Васильевна. Телепроект канала «Культура» так и называется — «Линия жизни». В нём перед зрителями предстают известные деятели культуры и искусства, герои рубежа XX — XXI веков, которые боролись за право выразить себя, бросали вызов привычным представлениям об искусстве, шли против течения, следуя своей линии жизни. В 2004 году на этом проекте была записана и встреча с Еленой Образцовой, — после небольшого анонса, представленного Натальей Водолеевой, включился большой экран. С этого момента зрительный зал ДК «Магнезит» словно стал тем — студийным залом, где гости имели счастье общаться с Еленой Васильевной. И саткинцы присоединились к этому общению, слушая её воспоминания и ответы на вопросы аудитории — важные слова об успехе, трудолюбии, о курьёзных и судьбоносных моментах, о счастье и любви, о волшебной силе высокого искусства, о смысле жизни...
Формат такого диалога был специально подобран для зала ДК «Магнезит», который помнит концерты Елены Васильевны в 2013 году и который стал главной сценой фестиваля, посвящённого великой оперной певице.